На 15 факультетах и в 5 колледжах ДНУ обучается около 20 тысяч студентов ...
Версія для друку

Факультет психологии и специального образования

г. Днепр, пр. Дмитрия Яворницкого, 35, корпус № 4, комн. 47
Телефон деканата: +38 (056) 766-49-47
E-mail деканата: dec_fps@dsu.dp.ua


Историческая справка

В 1984 году в Днепропетровском государственном университете был создан педагогический факультет, с 1989 года на его базе началась подготовка специалистов по специальностям «Психология» и «Психология и язык и литература (английский)», и факультет был переименован в психолого-педагогический. С 1997 по 2005 годы он назывался факультет психологии и социологии, с 2005 года - факультет психологии, а с 2018 года - факультет психологии и специального образования.

Обучение более 500 студентов по специальностям «Психология» и «Специальное образование» осуществляют 54 преподавателя, из которых 4 профессора, 3 доктора психологических наук, в том числе член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины и академик Академии высшего образования Украины; 36 доцентов (кандидатов наук) – известные специалисты в области психологии и специального образования.

На факультете психологии и специального образования осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру по трём специальностям 19.00.01 – «Общая психология, история психологии» и 19.00.07 – «Педагогическая и возрастная психология», 13.00.01 – «Общая педагогика и история педагогики».

Издаётся профессиональный научный сборник серии «Психология» "Journal of Psychology Research", индексированный в наукометрической Index Copernicus, в редакционную коллегию котрого входят известные отечественные и зарубежные учёные (ответственный редактор – проф. Аршава И.Ф., ответственный секретарь – доц. Бунас А.А.).

 Руководство факультета


Декан факультета – Волков Дмитрий Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент.
Заместитель декана по учебной работе – Стеценко Инесса Игоревна, старший преподаватель.
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству – Салюк Марина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент.
Заместитель декана по воспитательной работе – Бондаренко Зоя Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, «Отличник образования Украины».

Структурные подразделения факультета

Образовательная деятельность
Учебный процесс на факультете

Научная и научно-методическая деятельность

Учёные факультета плодотворно занимаются научной и научно-методической работой. Собственно научная работа осуществляется в рамках научно-исследовательских тем кафедр.

Так, кафедрой общей психологии и патопсихологии в 2016-2018 гг. разрабатывалась научная тема «Когнитивные и эмоционально-поведенческие факторы полноценного функционирования личности», в рамках которой представлено системное понимание феномена полноценного функционирования личности и в пределах эмпирического исследования установлены основные когнитивные и эмоционально-поведенческие факторы его формирования. Результаты исследования внедрены в учебные курсы: «Общая психология», «Практикум по общей психологии», «Психология личности», «Психодиагностика» и др. С 2019 г. научно-педагогические работники кафедры начали работу над исследованием «Психологические ресурсы адаптационного потенциала личности».

Кафедрой педагогической и возрастной психологии в 2016-2018 гг. разрабатывалась научно-исследовательская тема «Реципрокность связи диспозиционных черт и динамических подструктур личности с её образовательным и жизненным опытом». В рамках поставленной проблематики определена номенклатура возможных диспозиционных черт личности (открытость новому опыту, нейротизм, доброжелательность) и её динамических подструктур (метакогнитивные компетентность, эмоциональный интеллект, уверенность в личностной самоэффективности), потенциально связанных с образовательным и жизненным опытом человека; проводилось эмпирическое исследование по определению характера связи между ними и выявления форм проявления уровня сформированности динамических подструктур личности в различных аспектах функционирования личности: совершенствовании и углублении образовательного уровня, в профессиональной сфере, социальном самоопределении, субъектной самоактуализации. Результаты исследования внедрены в учебные курсы «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Теоретико-методологические проблемы психологии» и выборочные: «Теория эмоционального интеллекта»; «Психология достижения жизненного успеха»; «Самоменеджмент личности». С 2019 г. кафедра начала работу над темой «Особенности выявления образа Я в контексте обучения в течение жизни».

Кафедрой социальной психологии и психологии управления в 2016-2018 гг. утверждена научно-исследовательская тема «Социальная идентичность личности в модерных условиях», в рамках которой проведено обобщение, расширение и углубление знаний об особенностях социальной идентичности личности (гендерной, профессиональной, этнической, национальной, политической) в современных условиях трансформационных изменений украинского общества и выявление критериев готовности современного человека к присвоению содержания и выполнения широкого спектра социальных ролей, достижения единства, целостности личности в её прошлом, настоящем и будущем с учётом динамики социального развития. Результаты исследования внедрены в учебные курсы «Социальная психология», «Гендерная психология», «Политическая психология», «Этнопсихология», «Психология управления», «Дифференциальная психология» и др. Научно-исследовательская тема кафедры в 2019-2021 гг.: «Социально-психологические ресурсы субъектов социализации в современных трансформационных условиях».

Кафедрой педагогики и специального образования в 2016-2018 гг. разрабатывалась научно-исследовательская тема «Педагогика здоровья как основа развития потенциала личности», в рамках которой были определены основные составляющие педагогики здоровья и механизмы их взаимодействия, а также определены передовые технологии педагогического воздействия, направленного на поддержку и сохранение здоровья, в том числе с различными пороками развития. Результаты исследования внедрены в учебные курсы «Коррекционная психопедагогики», «Педагогика» и др. С 2019 года кафедра начала работу над темой «Инновационная педагогическая деятельность как фактор формирования жизненнотворческой компетентности соискателя образования».

В 2015-2019 гг. сотрудниками факультета психологии и специального образования защищены 6 кандидатских диссертаций: Опыхайло О.Б. по теме «Психологические факторы различных стилей и форм проявления юмора личности» (Специализированный учёный совет Д 26.001.26 Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко – 08.10.2015 г.), Четверик-Бурчак А.Г. по теме «Механизмы влияния эмоционального интеллекта на успешность жизнедеятельности личности» (Специализированный учёный совет Д 41.053.03 Южно национального университета имени К.Д. Ушинского – 25.12.2015 г.), Носенко Д.В. по теме «Личностные факторы психологического феномена самоинвалидизации как формы проактивного копинг-поведения» (Специализированный учёный совет Д 26.453.02 в Институте психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины – 29.12.2015 г.), Бунас А.А. по теме «Особенности прогностической компетентности лиц с различными уровнями склонности к рискованному поведения» (Специализированный учёный совет Д 26.001.26 при Киевском национальном университете имени Т.Г. Шевченко – 7.04.2016 г.), Гончар Ю.А. по теме «Эмоциональные особенности детей с психофизическими нарушениями и их психокоррекция» (Специализированный учёный совет Д 64.609.03 при Харьковской медицинской академии последипломного образования – 11.04.2017 г.); Кутепова-Бредун В.Ю. по теме «Психологические особенности музыкантов-профессионалов и любителей» (Специализированный учёный совет К41.051.07 при Одесском национальном университете им. И.И.Мечникова – 26.12.2018 г.).

Научная деятельность факультета психологии и специального образования реализуется в проведении международных и всеукраинских научных теоретических и практических конференций. Так, в октябре 2017 г. факультетом психологии и специального образования была проведена Международная научно-практическая конференция «Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность», в работе которой приняли участие учёные-представители зарубежных стран, а именно Беларуси (Левит Л.С., д-р психол. наук, директор Центра психологического здоровья и образования., г. Минск), Грузии (Одишария Л., член Ассоциации клинических психологов и психотерапевтов Грузии, г. Тбилиси, Каландаришвили М., д-р психол. наук, проф. Грузинского университета им. Св. Андрея Первозванного, г. Тбилиси), Латвии (Колесовс, д-р философии Латвийского университета, г. Рига), Польши (Быстрова Ю.А., д-р. психол. наук, профессор факультета педагогики и пропаганды здоровья, Университет информатики и прикладных умений, г. Лодзь), Словакии (Култан Я., д-р философии, Экономический университет в г. Братислава), США (Шизрад Ш., лектор Стэнфордского университета, коуч-тренер, автор теории положительного интеллекта) преподаватели, аспиранты, студенты Днипровского национального университета имени Олеся Гончара, а также представители других вузов Украины.

Сотрудники факультета активно участвуют в международных, всеукраинских и региональных конференциях. Так, в 2015 году проф. Носенко Э.Л. получила грант Оргкомитета ІІ Международной конференции по проблемам оценки качества высшего образования для поездки в Саудовскую Аравию (г. Эль-Риад) для презентации совместного доклада авторского коллектива в составе: ректор ДНУ имени Олеся Гончара Поляков Н.В., проф. Аршава И.Ф. – зав. кафедрой общей психологии и патопсихологии. 

В течение 2017 года преподаватели принимали участие, в частности, во всеукраинских научно-практических конференциях: «Психологические науки: проблемы и перспективы» (г. Запорожье), «Социализация личности: теория и практика» (г. Днепр), «Философия, теория и практика опережающего образования для устойчивого развития» (г. Днепр), «Наука III тысячелетия: поиски, проблемы, перспективы развития» (г. Бердянск); международных научно-практических конференциях: «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (г. Львов), «Педагогика и психология сегодня: постулаты прошлого и современные теории» (г. Одесса), «Психология и педагогика современности: проблемы и состояние развития науки и практики в Украине »(г. Львов), «Наука в современном мире» (г. Киев), «Приоритетные направления научных исследований» (г. Киев), «Перспективные направления развития современных педагогических и психологических наук» (г. Харьков), «Актуальные проблемы реформирования системы воспитания и образования в Украине» (г. Львов), «Инновационные технологии и интенсификация развития национального производства» (г. Тернополь), «Стратегические вопросы мировой науки – 2017» (г. Перемышль, Польша), «Современные методики, инновации и опыт практического применения в области психологии и педагогики» (г. Люблин, Польша), « Актуальные достижения европейской науки – 2017» (г. София, Болгария), «Стратегия качества в промышленности и образовании» (г. Варна, Болгария), 15th European Society for Traumatic Stress Studies Conference «Child Maltreatment Across the Lifespan» (Odense, Denmark), «Современные подходы к высшему медицинскому образованию в Украине-2018» (г. Тернополь), «Тенденции развития психологии и педагогики-2018» (г. Киев), 9th World Conference on Learning, Teaching & Educational Leadership-2018» (Rome, Italy), «Актуальные вопросы применения на практике достижений современной педагогики и психологии-2018» (г. Харьков).

На факультете ежегодно издаётся Journal of Psychology Research, серия «Психология».
 
В 2017-2019 гг. сотрудниками факультета психологии и специального образования были изданы:
 - 8 монографий:
- Аршава И.Ф., Бунас А.А. «Прогностическая компетентность как внутренний регулятор поведения личности», объём 10 п. л., 2019.
- Социальная идентичность личности в модерных условиях: Коллективная монография / Под науч. ред. И.Ф. Аршава.
- Носенко Э.Л., Дмитренко В.С. «Индивидуальная религиозность как психологический ресурс преодоления одиночества человеком позднего зрелого возраста». – Д.: ФОП Сова Д.І., 2017. – 81 с.
- Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Психологические особенности музыкальной деятельности.- Днепр,: Изд-во «Арбуз», 2019. - 120 с.
- Носенко Э.Л., Чернова Л.В. «Личностные факторы адаптивного и неадаптивного перфекционизма».– Д.: ФОП Сова Д.І., 2017. – 80 с.;
Носенко Э.Л. Опихайло О.Б. Чувство юмора как признак благотворительности личности и эмоциональная сила её характера. - М.: ИД «Образование Украины», 2016. - 189 с.
- Носенко Э.Л. Четверик-Бурчак А.Г. Эмоциональный интеллект как фактор достижения жизненного успеха. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2016. - 182 с.
- Носенко Э.Л., Аршава И.Ф. Роль различных форм проявления интеллекта в предопределения качества жизни личности. (Объём 4,5 п.л.)

- 5 учебников:
- Носенко Э.Л., Аршава И.Ф. Современные направления исследований психологии личности. Учебник. - Д.: Изд-во ДНУ, (электронное издание). - 440 с.
- Аршава И.Ф., Корниенко В.В. Нервные и психические болезни (Второе издание: расширенное и дополненное). Электронное издание, 2017. - 340 с.;
- Аршава И.Ф., Корниенко В.В. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. - Д.: Изд-во «Свидлер», 2017. - 236 с.;
- Аршава И.Ф., Корниенко В.В. Основы нервных и психических болезней.- Д.: Изд-во «Свидлер А.А.». - 2018. - 359 с. (22,18 п.л.).
- Аршава И.Ф., Корниенко В.В. Основы клинической психологии.- Д.: Изд-во «Свидлер», 2017. – 236 с. (13,72 п.л.).

- 36 учебно-методических пособий:
Основные учебные, учебно-методические пособия и методические рекомендации:
1. Носенко Э.Л., Байсара Л.И., Носенко Д.В. Позитивная психология. Учебно-методическое пособие / под ред. Э.Л. Носенко. - Днепр: Акцент ЧП, 2017. - 28 с.
2. Носенко Э.Л. Методика и организация научных психологических исследований: идентификация проблемы исследования, методы обработки эмпирических результатов исследования. Методическое пособие / Э.Л. Носенко, Д.В. Носенко. - Днепр ООО «Роял Принт», 2017. - 36 с.
3. Носенко Э.Л. Аршава И.Ф. Контрольные задания по курсу «Теоретические проблемы психологии». Методическое пособие / Э.Л. Носенко, И.Ф. Аршава. - Днепр: ФОП Сова Д.И., 2017 - 40 с.
4. Носенко Э.Л. Тренировочные задания к дисциплине «Теоретико-методологические проблемы психологии». Учебно-методическое пособие (электронная версия) / Э.Л. Носенко. - Днепр, 2017. - 105 с.
5. Байсара Л.И., Носенко Э.Л. Методическое пособие к изучению курса «Позитивная психология» (электронная версия) / Л.И. Байсара, Э.Л. Носенко. - Днепр, 2017. - 158 с. (Обновленное и дополненное в 2017 году).
6. Байер А.А., Глушко А.И. Избранные лекции по курсу «Психология семьи» / А.А. Байер, А.И. Глушко. - Д.: Издал. ДНУ, 2017. - 72 с.
7. Грисенко Н.В. Руководство к изучению курса «История психологии». От появления первых психологических теорий к становлению психологии как самостоятельной науки / Н.В. Грисенко. - Д., 2017. - 40 с.
8. Макарова Л.Л. Руководство к изучению курса «Психология» / Л.Л. Макарова. - Д.: РИО ДНУ, 2017. - 32 с.
9. Ковальчук А.С., Салюк М.А, Анпилова Д.В. «История психологии» (опорный конспект лекций). Электронное издание, 2017. - 128 с.
10. И.Ф.Аршава, В.В. Корниенко. Суицидальное поведение: диагностика и коррекция. Учебное пособие / И.Ф. Аршава, В.В. Корниенко. - Д.: Изд-во ДНУ, 2018.
11. А.А. Бунас. Учебно-наглядное пособие по дисциплине «Психология личности». - Д: «ЧФ Стандарт-Сервис», 2018. - 22 с.
12. Аршава И.Ф., Никоненко Н.В., Николенко Л. Учебно-методическое пособие к написанию и оформлению дипломных работ по специальности 016 - «Специальное образование» и 011 - «Педагогика высшей школы». - Д.: Изд-во ДНУ, 2018.- 39 с.
13. Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Психология творчества. Учебное пособие. - Днепр, 2019. - 52 с.
14. Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Специальная психология. Учебное пособие. - Днепр, 2019. - 50 с.
15. Носенко Э.Л., Аршава И.Ф. Контрольные задания по курсу «Теоретические проблемы психологии». Днепр. ЧП Сова Д.И. 2017. - 40 с.
16. Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Психологические проблемы творчества. Методические рекомендации. - Д.: ПВЦ «Арбуз», 2018. - 16 с.

- 118 статей, из которых 9 за рубежом.

Научная деятельность студентов факультета

К научной деятельности факультета психологии и специального образования привлечена и одарённая студенческая молодёжь. Традиционной формой научной работы является проведение дискуссионного клуба, где студенты имеют возможность обсуждать актуальные проблемы современной психологичной практики. Студенты ежегодно принимают активное участие во Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ по естественным, техническим и гуманитарным наукам, научных программах и конкурсах Президентского Фонда Л.Д. Кучмы «Украина», Фонда В. Пинчука «Завтра UA», в олимпиадах и других научных мероприятиях. Так, в 2017 году выпускница магистратуры Чернова Л. получила диплом II степени за 2-е место во Всеукраинском конкурсе студенческих работ по направлению «Педагогическая и возрастная психология», который проводился в Южноукраинском национальном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского (Одесса, март 2017). В 2019 году студентка группы ДС-16-1в Захильняк Н.В. получила диплом II степени на Всеукраинском конкурсе студенческих работ по направлению «Общая и социальная психология», который проводился в Херсонском государственном университете (г. Херсон, март 2019). Аспиранты и студенты факультета психологии и специального образования, в частности Бойко Ю., Маслова А., Носулько А., Сокур А., Цыганков Л., Черных А., Яновская О. приняли участие в IV Всеукраинском форуме студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Днепр) студенты Вишнева Е, Веретельникова А., Жидачин А. приняли участие в V Всеукраинском форуме студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Днепр, апрель 2019).

В 2017-18 годах в соавторстве с преподавателями различных кафедр факультета психологии и специального образования было опубликовано 59 статей в профессиональных изданиях Украины. В частности, студентки Гузь Я.В., Ткач И.В. и Петрук А.А. в соавторстве с проф. Аршава И.Ф. – статьи «Этническая идентичность и её связь с ценностной сферой личности», «Связь различных аспектов одиночества, психологического благополучия и саморазвития лиц юношеского возраста» и «Современные взгляды на личностную специфику больных подагрой» соответственно; вместе с научным руководителем доц. Байер А. А. студентки Носулько А.В., Ашуркина А.Р., Позняков Л. и Головко Ю. опубликовали статьи в профессиональных изданиях Украины, а именно «Особенности связи внутренне семейных отношений и эмоционального интеллекта ребенка пубертатного возраста», «Неблагоприятное семейная среда как предиктор склонности ребенка к зависимого поведения», «Психологические особенности лиц юношеского возраста, подверженных аутоагресивному поведению» и «The relation between them anifestations of driver behavior and adolescents «psychological well-being» соответственно; Бучко А.А. и Василюк А.Л. в соавторстве с доц. Салюк М.А. опубликовали статьи «Уровень развития эмоционального интеллекта фактор предупреждения склонности к виктимного поведения подростков» и «Роль рефлексивного сознания в обусловленные психологического благополучия личности» соответственно; Потебня А.В. в соавторстве с доц. Кубриченко Т.В. – статья «Специфика связи эмоциональной привязанности к матери и гендерной идентичности подростков из неполных семей» в профессиональном журнале «Вестник Херсонского государственного университета. Серия «Психологические науки»; студентка Каракаш Ю.В. с научным руководителем доц. Ткаченко Н. В. статью «Мотивация как фактор успешности в учебной деятельности старшеклассников».

В течении 2017-18 гг. 52 студента приняли участие в международных, всеукраинских и региональных конференциях, в том числе 28 студентов 1-5 курсов приняли участие в Международной научно-практической конференции «Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность» (г. Днепр). Козенко А.А. приняла участие в Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (г. Львов); Гринько А.С. и Дмитриковская А.С. приняли участие в Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире». (г. Киев); Веремейчик И.М. и Дрозач А.В. – в XIII Международной научно-практической конференции «Современный научный потенциал-2017» (г. Шеффилд, Великобритания); Клыков К.В. участвовала в Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология сегодня: постулаты прошлого и современные теории» (г. Одесса); Шинкаренко А.А. и Чернявская А.А. приняли участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные научные проблемы. Рассмотрение. Решение. Практика» (г. Одесса); Жук Е.В., Шепель Е.С. и Гладкая К.А. приняли участие в Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития педагогики и психологии в Украине и мире» (г. Киев); Полищук И.А., Зайцева И.Ю., Гунько К.Ю. приняли участие в I Международной научно-практической интернет-конференции «Наука III тысячелетия: поиски, проблемы, перспективы развития» (г. Бердянск); Горяная К.С. участвовала в Международной научно-практической конференции «Специальное образование: состояние и перспективы» (г. Харьков) и другие.

В 2019 году на ежегодной конференции Днепровского национального университета имени Олеся Гончара по итогам научной деятельности на отдельных заседаниях кафедр о собственных научных результатах и достижениях отчитывались 74 студента различных курсов факультета психологии и специального образования.

Студенты, принявшие участие в научной студенческой конференции (секция «Общая психология и патопсихология»):
Грибанова К. (ДС-18м-1), Чикиль С. (ДС-18м-1), Парфетьева М. (ДС-16-1), Лавнюженкова А. (ДС-16-1), Величко Г. (ДС-16-1), Иванченко В. (ДС-16-1), Агишева К. (ДС-16-1), Маркушевский Я. (ДС- 16-1), Горбанева А. (ДС-16-1), Макаренко Д. (ДС-16-1), Суржикова М. (ДС-16-1), Дегтярева А. (ДС-16-1), Степанова А. (ДС-16-1), Олексенко Ю. (ДС-16-1), Чумак А. (ДС-16-1), Кривченко М. (ДС-17-1з), Гаврилыч Е. (ДС-17 -1з), Ставицкая В. (ДС-17-1з).

Отмечено как лучшие научные работы таких студентов:
Горбанева А. – студ. 3-го курса, гр. ДС-16-1, тема доклада «Психологические особенности лиц склонных к Интернет-сталкингу» (науч. рук. доц. Бунас А.А.);
Дегтярева А. – студ. 3-го курса, гр. ДС-16-1, тема доклада «Особенности связи эмоционального выгорания и личностных характеристик медицинских диспетчеров» (науч. рук. доц. Кутовой К.П.);
Ставицкая В. – студ. 2-го курса, гр. ДС-17-1з, тема доклада «Влияние биологических и социально-психологических факторов на проявления сексуальных парафилий» (науч. рук. доц. Бунас А.А.).

На заседании студенческой научной конференции с докладами о результатах своей научной работы выступили 31 студента.

Отмечено как лучшие научные работы таких студентов:
1. Данилова О. – студ. 2-го курса, гр. ДС-17-3, тема доклада «Психологические особенности child-free пар». Науч.рук. доц. Глушко А. И.2. Жидачин А. - студ. 2-го курса, гр. ДС-17-1, тема доклада «Особенности проявления временной перспективы у предрасположенных к прокрастинации лиц юношеского возраста» (науч. рук. доц. Грисенко Н. В.);
3. Гореславец М. – студ. 2-го курса, гр. ДС-17-3, тема доклада «Музыкальная терапия как вид психологической помощи» (науч. рук. доц. Байер А. А.);
4. Моцный С. - студ. 3-го курса, гр. ДС-16-1в, тема доклада «Особенности связи удовлетворенности трудом и эффективности представителей профессий« человек-техника» (науч. рук. доц. Байер А. А.);
5. Шкарбатова А. – студ. 3-го курса, гр. ДС-15-1з, тема доклада «Виды психологического насилия и их причины» (науч. рук. доц. Байер О. В.);
6. Радченко М. – студ. 5-го курса, гр. ДС-18-1м, тема доклада «Взаимосвязь личностной идентичности и ценностных ориентаций в молодом возрасте» (науч. рук. доц. Глушко А. И.).

На заседании студенческой научной конференции с докладами о результатах своей научной работы выступили 10 студентов.

Отмечено как лучшие научные работы таких студентов:
Гладкая К. Политические стереотипы: виды и типы (науч. руководитель - доц. Ткаченко Н.В.;
Потебня Л. Характер связи эмпатии и уровня тревожности у лиц молодого возраста (науч. рук. – ст. преп. Сергиенко И.И.);
Грицик Ю. Характер связи уровня самооценки и языковой тревожности (науч. рук.– ст. преп. Сергиенко И.И.).

На заседании студенческой научной конференции с докладами о результатах своей научной работы выступили 24 студента.

Отмечено как лучшие научные работы таких студентов:
Студ. IV курса Перетятько А.Е. «Развитие навыков пространственной ориентировки у младших школьников с нарушением зрения с помощью едьютеймента» (науч. рук. – доц. Нетесова С.И.);
Магистр. Керенцева К.В. «Ландшафтная терапия как средство стимулирования познавательной активности ребенка с нарушениями слуха» (науч. рук. – доц. Николенко Л.М.);
Студ. III курса Педан М.В. «Особенности деятельности детской общественной организации в условиях учреждения специального образования» (науч. рук. – доц. Бондаренко З.П.);
Студ. IV курса Гроденская Н.М. «Особенности устной речи младших школьников с нарушением слуха» (наук. рук. – доц. Пшеворский А.И.).

В 2018 году 12 студентов разных курсов опубликовали 5 статей в профильных изданиях в соавторстве с научными руководителями кафедры общей психологии и патопсихологии, и 7 материалов докладов на международных и всеукраинских конференциях. В частности, студентки Тарасюк Х. О., и когда К.В. в соавторстве с доц. Салюк М.А. – статьи в профессиональных изданиях и в издании, входящем в базу данных Index Copernicus. Студентка Солона В.П. в соавторстве с доц. Корниенко В.В. – статью в специализированном издании. Студентка Черных О.А. – статью в специализированном издании в соавторстве с доц. Бунас А.А. Студенты Веремейчик И.А., Хорева К.А., Масленица А.А., Дрозач А.В., Фора А.Л., Жидачин А.Я. приняли участие в международных научно-практических конференциях.

Участие во Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ 2018 (г. Херсон) взяла студентка V курса Ткач И.В. с работой на тему: «Одиночество как потенциальный ресурс саморазвития лиц юношеского возраста» (науч. рук. – проф. Аршава И.Ф.).

В 2019 году студентка группы ДС-16-1в Захильняк Н.В. получила диплом II степени на Всеукраинском конкурсе студенческих работ по направлению «Общая и социальная психология», который проводился в Херсонском государственном университете (г. Херсон, март 2019). Работа Петренко Ю. (ДС-16-2) на тему: «Особенности восприятия образа ветерана АТО современной украинской молодёжью» представлена на конкурс студенческих работ конкурса «Завтра UA».

Студентка Бучко А.А. в соавторстве с доц. Салюк М.А. – статья «Уровень развития эмоционального интеллекта фактор предупреждения склонности к виктимного поведения подростков» в профессиональном журнале «Вестник Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля».

Студенты факультета принимали участие в Международной научно-практической заочной конференции «Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность» (25 октября – 3 ноября 2017): http://distance.dnu.dp.ua/ukr/index_ukr.html:
Горбанева А.Н., Жидачин А.Я. (науч. рук. – Бунас А.А.)
Веремейчик И.М., Коваленко Я.А., Козина А.И. (науч. рук. – Корниенко В.В.);
Ткач И.В., Петрук А.Ю. (науч. рук. – Аршава И.Ф.);
Клыков К.В., Дрозач А.В., Фора А.Л. (науч. рук. – Салюк М.А.);
Зубко А.С., Шаповал Т.Ю. (науч. рук. – Угловой К.П.).

Кафедра педагогической и возрастной психологии
Студенты кафедры активно участвуют в международных и всеукраинских научных конференциях: за отчётный период опубликовано 14 тезисов и материалов участия в конференциях (12 в международных, 2 во всеукраинских) в соавторстве с научными руководителями.

Тезисы участия в международных конференциях:
1. Байер А.А., Лукьяненко А. М. Особенности переживания страха взросления лицами юношеского возраста // Международная научно-практическая конференция "Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность" 25 октября – 3 ноября 2017 года, Днепр, Режим доступа: http://distance.dnu.dp.ua/ukr/conference/2017/Lukianenko_Bayer.doc 0,1 п. л.
2. Виноградова Д. В., Байер А. А. Понятие воображаемого партнёра, его виды, функции и причины возникновения // Международная научно-практическая конференция "Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность" 25 октября - 3 ноября 2017 года, Днепр. Режим доступа: http://distance.dnu.dp.ua/ukr/conference/2017/Vynohradova_Bayer.doc. 0,1 п. л.
3. Позняков А. Л., Байер А. А. Работа социально-психологической службы ВУЗа по коррекции аутоагрессивного поведения в юношеском возрасте // Международная научно-практическая конференция "Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность" 25 октября - 3 ноября 2017 года, Днепр, Режим доступа: http://distance.dnu.dp.ua/ukr/conference/2017/Bayer_Poznyakova.doc 0,1 п. л.
4. Байер А. А., Sabanska Melillo K. Новейшие методы обучения психологии в классическом университете // Тезисы доклада Международной научно-практической конференции "Общественная миссия классического университета в современном мире", приуроченной к 100-летию ДНУ имени Олеся Гончара. - Д., ДНУ, 2018. - С. 440-443. 0,1 п. л.
5. Гладкая К. А., Байер А. А. Самосовершенствование как ведущий механизм успешности личности // Сборник научных работ участников международной научно-практической конференции (г. Львов, 25-26 мая 2018). - Львов: ОО «Львовская педагогическая общественность», 2018. - С. 13-16. 0,2 п. л.
6. Гладкая К. А., Байер А. А. Анализ статуса личности учащихся старших классов в учебной системе в поведенческой теории личности // Modernmethods, innovations and operational experience int he filed of psychology and pedagogics. - Lubline, Republic of Poland: Izdevnieciba «Baltija Publishing», October 20-21, 2017 - P. 148-151. 0,2 п. л.
7. Грисенко Н. В., Яновская М. В. Самореализация студентов в процессе обучения в классическом университете // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Общественная миссия классического университета в современном мире», приуроченной к 100-летию ДНУ имени Олеся Гончара / ред. кол.: Н.В. Поляков (председатель) и др. - Д.: ДНУ, 2018. - С. 177-180. 0,1 п. л.
8. Гринько А. С., Грисенко Н. В. Проблема определения понятия зависти в психологии // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». г. Львов. 23-24 ноября 2018 года. (Подано в печать 0,3 п. л.).
9. Ревега М.Е., Фролова Н. В. Психолого-педагогические характеристики программы оценки навыков речи и социального взаимодействия VB-MAPP для детей с аутизмом и другими нарушениями развития // Материалы по XIV Международная научная практическая конференция, Новина та по напредналы наука- 2018, 15-22 май 2018 г. педагогический науки. Музыка и живот.: София: «Бял ГРАД-БГ», с. 88-91. 0,2 п. л.
10. Перетятько А. Е., Фролова Н. В. Использование едьютейнменту в работе с детьми с особыми потребностями // Materials of the XIII International scientific and practical Conference Cutting-edge science-2018, April 30-May 7, 2018 Pedagogical sciences. Psychology and sociology. Music and life. Physical culture and sport. : Sheffield. Science and education LTD, p. 78-81. 0,2п. л.
11. Фролова Н. В., Юрченко В. Б. Некоторые психологические особенности мотивации волонтёрской деятельности и её специфика в современной Украине // Materialy XIV mezinarodni vedecko-prakticka conference MODERNIVYMOZENOSTIVEDY-2018, Praha, 22-30 января 2018 "Education and Science ", p. 69-72. 0,2 п. л.
12. Фролова Н. В., Юрченко В. Б. Психологические особенности самоактуализации работающих и неработающих женщин среднего возраста // Matеrialy XV miezdynarodowej naukowi-praktycznej konferencji NAUKOWA MYSLINFORMACYJNEJPOWEKI- 2018, 07-15 marca 2018, Prizemusl, "Nayka и studia "p. 46-49. 0,2 п. л.

Тезисы участия в всеукраинских конференциях:
1. Байер А.А., Моцный С.В. Индивидуально-психологические характеристики представителей группы профессий «человек-техника» // Материалы ІІІ Всеукраинской научной конференции. 25-26 мая 2018 г., г. Днепр. Часть ІІ. - Днепр: СПД «Охотник», 2018. - С. 243-244. 0,2 п. л.
2. Байер А.А., Моцный С.В. Особенности удовольствия работой и эффективности в связи с индивидуально-психологическими характеристиками представителей группы профессии «человек-техника» // Образование и наука в условиях глобальных трансформаций. Материалы ІІ Всеукраинской научной конференции (посвящено 100-летию Днепровского национального университета имени Олеся Гончара) 26-27 октября 2018 г. - Д., 2018. - С. 275-277. 0,2 п. л.

Подготовлено и опубликовано 4 статьи:
1. Байер А.А., Лукьяненко А. М. Особенности переживания страха взросления лицами юношеского возраста // Научный Вестник Херсонского государственного университета. Серия: Психологические науки. - Херсон, 2017. - Выпуск 5, Том 2. - С. 79-84. 0,8 п. л.
2. Денисенко К. С., Байер А. А. Характер связи гендерных особенностей женщин и их тревожности в стрессовых ситуациях // Украинский психолого-педагогический научный сборник. - 2018. - №13 (3). - С. 22-25. 0,8 п. л.
3. Шевченко В. С., Байер А. А. Место и роль Интернет-контента в конструировании мировосприятия субъекта // Украинская психолого-педагогический научный сборник. - 2018. - №13 (3). - С. 75-81. 0,6 п. л.
4. Брыжак С. А., Грисенко Н. В. Характер связи личностной зрелости с уровнем конфликтности у курсантов полиции // Украинская психолого-педагогический научный сборник. - №15 (15). - 2018. (подано в печать 1,25 п. л.)

В течение 2017-2019 гг. студенты кафедры принимали участие в нескольких конкурсах студенческих работ и олимпиадах. Так, студентка Лукьяненко А.М., группа ДС-14-1, научный руководитель – доц. Байер А.А., была участницей конкурса "Лидер науки"; студентки Пяста Д. (научный руководитель – доц. Грисенко Н. В.), Трегубова Д. и Козенко Г. (научный руководитель проф. Носенко Э. Л.) групп ДС-16м-1,2 взяли участие в конкурсе студенческих научных работ; Гринько Д. (научный руководитель – доц. Грисенко Н.В.) группа ДС-17м-1, стала участницей всеукраинской олимпиады по психологии. Студентки Лукьяненко А. М., группа ДС-14-1, и Познякова Г. Л., группа ДС-17м-2, научный руководитель – доц. Байер А. А., стали победительницами конкурса стипендиальной программы фонда В. Пинчука "Завтра.UA".

Кафедра педагогики и специального образования
Надтока Екатерина Олеговна, студентка группы ДК-18м-1, получила диплом III степени за участие в I Всеукраинском конкурсе студенческих методических работ ВОО «Украинская ассоциация коррекционных педагогов» 18 мая 2018 в г. Львов.
Дидива Анна Зиновьевна, студента группы ДК-17м-1, получила грамоту за оригинальность научного поиска за участие во II этапе Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в 2017-2018 учебном году в области «Специальное образование (по нозологиям)» 27 марта 2018 в г. Киев.
Переверзева Юлия Ивановна, студентка группы ДК-17м-1, получила грамоту за оригинальность научного поиска за участие во II этапе Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в 2017-2018 учебном году в области «Специальное образование (по нозологиям)» 27 марта 2018 в г. Киев.
Меликян Альвина Левоновна, студентка группы ДК-17м-1, получила грамоту за оригинальность научного поиска за участие во II этапе Всеукраинского конкурса студенческих научных работ в 2017-2018 учебном году в области «Специальное образование (по нозологиям)» 27 марта 2018 в г. Киев.
Кириченко Надежда Викторовна, студентка группы ДК-17м-1, начальник отдела социального развития и национально-патриотического воспитания КП «Молодёжный Центр «Освиториум» ДОР» получила грамоту за преданность идеалам доброты, милосердия и гуманизма, активную гражданскую позицию, за поддержку деятельности Красного Креста и по случаю 100-летия со дня создания Общества Красного Креста Украины от Днепровской областной организации Общества Красного Креста Украины в апреле 2018 в г. Днепр.

В 2017-2018 учебном году студентами кафедры социальной психологии и психологии управления в соавторстве с научными руководителями издано 4 статьи (2 в специализированном сборнике и 2 в сборнике, который входит в базу данных Index Copernicus) и 7 докладов на международных и всеукраинских конференциях.

В соавторстве с доц. Ткаченко была опубликована статья студенткой Косиковой Е.С. - «Личностные факторы академической прокрастинации студентов младших курсов» (Сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины) – профессиональный сборник и матер. конференций (более 2-стр.) – «Личностные факторы академической прокрастинации студентов младших курсов» (Журнал «Молодой учёный»).

В соавторстве с доц. Кубриченко студенткой В.Е. Куц была опубликована статья «Особенности субъективного переживания счастья молодыми мужчинами разных типов нормативности гендерного поведения» (Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия: «Психологические науки». - Вып. 1, Т. 1. - Херсон: Издательский дом «Гельветика», 2018. - С. 106-111), что входит в базу данных Index Copernicus. Вместе с тем, в соавторстве с доц. Кубриченко Т.В., студенткой Куц В.Е подано в печать статью «Влияние нормативности гендерного поведения на субъективное переживание счастья молодыми мужчинами» (Journal of Psychology Research. - Vol. 24 (7) - Д.: РИО ДНУ, 2018).

Студент Зиненко А.С. в соавторстве с доц. Кубриченко Т.В. опубликовал статью «Специфика отражения гендерных стереотипов в самоотношении студентов» (Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия: Психологические науки. - Вып. 6, Т.1. - Херсон: Издательский дом «Гельветика», 2017. - С.29 - 34), входящий в базу данных Index Copernicus.

В соавторстве с доц. Лазаренко В.И. студентка Чуприна Ю.А. опубликовала статью «Формирование общественно-полезных навыков у старших дошкольников с нарушением слуха» (Вестник университета имени Альфреда Нобеля. Серия «Педагогика и психология»), входящий в базу данных Index Copernicus и индексируется в Google Scholar, индексируется в информационно-аналитической системе Национальной библиотеки Украины имени Вернадского. Под руководством доц. Лазаренко В.И. Остапчук Б. опубликовал результаты исследования взаимосвязи психологических защитных механизмов и рефлективности в юношеском возрасте (Практическая психология в современном измерении: IХ Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и учёных: тезисы докладов, Днепр, 29 марта 2018).

Студентки Теггур Л., Шепель Е.С. и Жук Е.В. приняли участие в Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития педагогики и психологии в Украине и мире» 12-14 мая 2018 в г.Киев, где представили результаты научных исследований. Также, в соавторстве с научным руководителем Сергиенко И.И. было опубликовано 4 тезисы докладов студентами Жук Е.В., Шепель Е.С., Теггур Л. Студенткой Гладкой К.А в соавторстве с Сергиенко И.И. опубликованы результаты исследования особенностей политических ориентаций личности в современных условиях.

Международные контакты

Факультет принимает участие в международной деятельности университета, которая заключается в научных разработках и публикациях, участиив международных конференциях.

Профессорско-преподавательским составом факультета было опубликовано 11 статей в индексированных зарубежных журналах: в журнале «Достижения в социальных науках» (Великобритания) – 4 статьи; в журнале «Психология и педагогика» (Венгрия) – 1 статья; в журнале «Социальная психология здоровья и современные информационные технологии» (Беларусь) – 1 статья; в журнале «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» – 1 статья (Россия); в журнале «Международный журнал социологических исследований» – 1 статья; в журнале «Novoczesna Educacja: filizofia, innovacja, doswiadczenie» – 2 статьи (Польша), в журнале «Европейский научный журнал» – 1 статья.

Преподаватели факультета регулярно участвуют в зарубежных конференциях, конгрессах, семинарах. Опубликован 41 тезис докладов на всемирных и европейских конференциях:
– Arshava I., Nosenko E., Коrniyenko V., Kutovy K., Arshava I. Metatraitsofthesuccessful university-level students. 9th World Conference on Learning, Teaching & Educational Leadership (WCLTA-2018) / Quality Hotel Rougeet Noir Congress Center Rome, Italy, 26-28 October 2018.
- Гладкая К.А., Байер А.А. Анализ статуса личности учащихся старших классов в учебной системе в поведенческой теории личности // Modernmethods, in novations andoperati on alexperience in the field of psychology and pedagogics. - Lubline, Republic of Poland: Izdevnieciba «Baltija Publishing», October 20-21, 2017 - P. 148-151.
- Бондаренко З.П. Пшеворский А.И., Демкова М.А. Концептуальные аспекты инклюзивного образования детей // Актуальные научные достижения. Сб. межд. научно-практической. конференции (22-30 июня, 2018, Прага). Дн. - Прага, 2018. - С. 18-22).
- Переворская А.И. Инклюзивное обучение и воспитание детей как педагогическая проблема. XIV Международная научно-практическая конференция «Современная европейская наука - 2018». - Прага: Наука и образование - 2018 - С. 14 - 20.
- В.В. Белополый, В.И. Лазаренко. Материалы ХVІ Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы, проблемы и перспективы развития гуманитарного знания в современном информационном пространстве: национальный и интернациональный аспекты» (25 мая 2018, Канада, Монреаль). - Монреаль: Изд-во: CPM «ASF», 2018. - С. 139-142 и другие.

В декабре 2015 года проф. И.Ф. Аршава и проф. Э.Л. Носенко приняли участие во Всемирном конгрессе по оценке качества образования, Саудовская Аравия.

В октябре 2015 года кафедрой общей психологии и патопсихологии проведён научный вебинар на тему «Феномен плагиата в образовании: стратегии его преодоления» вместе с профессором Экономического университета г. Братислава Ярославом Култаном.

В 2016-19 гг. Профессорско-преподавательским составом кафедры общей и медицинской общей психологии и патопсихологии опубликованы статьи, материалы конференций, тезисы докладов в международных изданиях:
1. Аршава И.Ф., Ткач И.В. Теоретические взгляды на исследование одиночества как потенциального фактора саморазвития лиц юношеского возраста // Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Аспекты гуманизирующего влияния образования на личность», 25.10-3.11.2017, Днепр, Украина.
2. Аршава И.Ф., Ткач И.В. Связь различных аспектов одиночества, психологического благополучия и саморазвития лиц юношеского возраста. Украинский психолого-педагогический научный сборник № 12 (12). 24-25 ноября 2017 г. Львов.
3. Аршава И.Ф., Петрук А. Современные взгляды на личностную специфику больных подагрой. Index Copernicus, Google Scolar. // Мед.психология № 4., 2017. г. Харьков.
4.Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Личностные характеристики музыкантов-профессионалов и музыкантов-любителей. Журнал "Science and education a new dimension", г. Будапешт. - 6 с.
5. Аршава И.Ф., Кутепова-Бредун В.Ю. Личностная специфика и особенности психологического благополучия музыкантов-профессионалов (сравнительно-возрастной аспект)». Журнал «Медицинская психология». м. Харьков. - 2017. - 9 с.

Достижения кафедры общей психологии и патопсихологии по международной деятельности:
1. В сотрудничестве с профессором Ш.Шварцем преподаватели кафедры под руководством зав. кафедрой проф. Аршавы И.Ф. успешно приняли участие в реализации проекта по адаптации методики Ш.Шварца «Портретный ценностный опросник» Adaptation of Portrait Values Questi on naire (PVQ-57) на украинском языке. Сроки реализации проекта: сентябрь 2015-май 2016.
2. Продлено сотрудничество с Institute of Applied Psychology, Faculty of Social Sciences and Health Care, Constantine the Philosopher Universityin Nitra, Slovak Republic в рамках проекта кросскультурного исследования «Социальная ответственность в структуре ценностей личности как фактор психологического благополучия украинской и словацкой молодёжи: кросскультурный анализ» («Social responsibility in the Structure of Valuesas a Predictor of Psychological Well-Beingin Ukrainian and Slovaky outh: Cross-Cultural Analysis ».
3. Продолжается работа сотрудников кафедры общей психологии и патопсихологии в составе рабочей группы международной организации «Принципы ответственного менеджмент-образования» (PRME Working Group "Gender Equality»). Рабочая группа по гендерному равенству сплотила учёных и руководителей организаций различных стран для обеспечения поддержки и создания ресурсов для интеграции гендерных аспектов в общественную жизнь. Одной из главных задач группы является проведение междисциплинарних исследований, касающихся проблемы гендера.

Профессорско-преподавательский состав факультета участвует в деятельности международных психологических ассоциаций: IPPA (International Positive Psychology Association), EHPS (European Health Psychology Society), IAAP (International Association of Applied Psychology), IAREP (International Association of Research in Economic Psychology), WAPP (World Association of Personality Psychology).

На факультете проводится активная волонтёрская деятельность и сотрудничество с международными благотворительными организациями («DAFNE» – Европейская сеть ассоциаций грантодателей) WINGS («Всемирная инициатива для поддержки грантодателей»); МБФ «Каритас Украины»; МБФ «Украинский женский фонд»; МБФ «Здоровье украинского народа»; Благотворительная организация «Дон Боско. Украина»; Международный фонд «Возрождение»; «Фонд Восточная Европа»; БФ «Фонд развития Карпатского Еврорегиона»).

Психологическая служба ДНУ им. О. Гончара

Психологическая служба Днепровского национального университета создана 26 июня 1992 года на базе Центра гуманитарных проблем образования. Основной целью деятельности психологической службы (ПС) является выполнение заданий, связанных с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, содействие личностному росту и профессиональному становлению студентов и сотрудников университета. С октября 2007 года психологическая служба ДНУ была передана из Центра гуманитарных проблем образования на факультет психологии и специального образования.

Сотрудники ПС:
Лазаренко Виктория Ивановна – научный руководитель психологической службы, кандидат социологических наук, доцент;
Потапова Наталия Васильевна – ведущий психолог;
Журавлёва Екатерина Владимировна – психолог;
Ефименко Анна Викторовна – психолог.

Основные задачи ПС:
• предоставление психологической помощи студентам и сотрудникам университета в сложных жизненных ситуациях;
• формирование у студентов и сотрудников университета высокого уровня психологической культуры;
• психологическое просвещение: ознакомление студентов и преподавателей с основами психологии; формирование потребностей в психологических знаниях;
• изучение психологических трудностей студентов ДНУ и подготовка предложений по оптимизации обучения;
• содействие личностному развитию студентов.

Виды деятельности:
• индивидуальное консультирование;
• психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
• групповая работа социально-психологической направленности (тематика: командообразование, пути разрешения конфликтов; ораторское искусство; искусство успешных переговоров, формирование навыков партнёрского общения, уверенности в себе, эффективного распределения времени (time-менеджмент); трудоустройство выпускников; эмоциональный интеллект; целеполагание и жизненная перспектива: финансовая грамотность, управление стрессом и т.д.;
• групповая работа личностной направленности.

Приоритетные направления деятельности
:
• социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе;
• профессиональное самоопределение студенческой молодёжи;
• здоровый образ жизни;
• психологическая культура личности.

Психологическая служба предоставляет свои услуги студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам ДНУ.

Волонтёрская работа

 В организации студенческой жизни играет активную роль общественное объединение Днепровского национального университета имени Олеся Гончара – Центр социальных инициатив и волонтёрства, который был создан в 2002 г. на факультете психологии и специального образования, а с 2010 г. получил общеуниверситетский статус (14.06.2010 г. в соответствии с приказом ректора ДНУ им.О.Гончара №454), и успешно действует до настоящего времени. Центр является особенным в общегосударственном учебном пространстве украинских вузов. Он имеет своё Положение, структуру и координационный совет. Руководитель Центра – доцент кафедры педагогики и специального образования факультета психологии и специального образования, кандидат педагогических наук Зоя Петровна Бондаренко.

Центр социальных инициатив и волонтёрства ДНУ

Центр социальных инициатив и волонтёрства ДНУ

В состав волонтёрских объединений входят 37 человек, представители специальностей «Психология» и «Специальное образование», которые занимаются многими направлениями волонтёрской деятельности по предоставлению социально-педагогических, психологических и других услуг (образовательных, информационных, юридических) детям-сиротам, детям, оставшимся без родительской опеки, детям с особыми образовательными потребностями, детям из семей временно перемещённых лиц из Крыма и Донбасса, военнослужащим, находящимся на лечении в медицинских учреждениях г. Днепр и др.

Различные виды услуг, которые предоставляются студентами и преподавателями факультета психологии, являются эффективными для тех, кто в этом нуждается, а именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, детдома №1 г. Днепр, Центра поддержки детей и семьи, детдома для детей с ДЦП при школе-интернате №1, детского приюта «Барвинок» г. Днепр, ДДСТ №6 компенсаторного типа и др., городского Центра социально-психологической реабилитации для детей, дети-переселенцы в координационном центре «Помощь Днепра», военнослужащим, находящимся на лечении в областном военном госпитале, Областной больницы им.И.И.Мечникова, больницы УВД и др.

Направления деятельности Центра волонтёрства:
- предоставление услуг детям-сиротам и детям, которые остались без родительской опеки (учреждения интернатного типа города (Детский дом №1, приют «Барвинок», Центр социально-психологической реабилитации для детей, приёмные семьи, ДДСТ, Центр поддержки детей и семьи);
- развивательно-коррекционная, реабилитационная и работа на досуге с детьми с особыми потребностями (интерактивный театр для детей с недостатками – библиотека на бул. Славы, детский дом для детей с ДЦП);
- волонтёрское сопровождение детей дошкольного возраста при их подготовке к обучению в школе (СШ № 67 г. Днепр);
- инклюзивное сопровождение в учебных заведениях и учреждениях города (ДОУ, школы);
- социальное партнёрство (с государственными учреждениями и НГО, благотворительными организациями, фондами, обществами; Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи города, области, Украинский благотворительный фонд «Благополучие детей», Всеукраинский общественный центр «Волонтёр» (г. Киев), «Ангел детства», «Особое детство» (г. Днепр), «Забота и поддержка», Благотворительный фонд «За будущее Украины», общественные организации «Кто если не я», «Луч» (г. Днепр) и др.;
- психолого-педагогическая помощь гериатрическому пансионату (г. Днепр);
- обучение волонтёрских групп и волонтёрского актива в Школе волонтёров;
- организация благотворительных акций, культурных мероприятий для детей и молодёжи города, для волонтёров;
- формирование навыков здорового образа жизни в студенческом коллективе;
- военно-патриотическое направление: социально-педагогическая работа с детьми из семей временно перемещённых лиц, коррекционно-реабилитационная работа с военнослужащими, которые находятся на лечении в медицинских учреждениях и т.д.;
- научно-исследовательская работа волонтёров (участие в научно-практических конференциях, написание тезисов и статей на тему волонтёрства и благотворительной деятельности);
- социально-педагогическое партнёрство с Днепровским педагогическим колледжем: совместные мероприятия и обучение в школе волонтёров.

Деятельность центра волонтёрства

Волонтёрская деятельность студентов:
Формы работы Центра волонтёрства разнообразны. Чаще всего волонтёры используют благотворительные акции: традиционной является акция «От сердца - к сердцу» ко Дню Святого Николая и ко Дню защиты детей, акция «Письма ангелов» по инициативе Благотворительного фонда «Инвалиды - за равенство!» относительно опеки 152-х детей с умственными и физическими недостатками Котовской школы-интерната Днепропетровской области. Студенты написали письма поддержки этим детям, за что получили благодарность от руководителей школы и фонда. А также другие акции: «Творим добрые дела, люди!», «Посетите Планеты Добра!», «Счастье на крыльях», «Фандрайзинг в действии», «Приди к солнечному кругу волонтёров», «Жить реально - жить здорово!» и др.

Акции центра волонтёрства

Организованные волонтёрами постоянные поздравления воспитанников детдома №1 с Днём рождения 18 октября, 19 декабря с Днём Святого Николая, 19 мая и 1 июня (все интернатные учреждения, над которыми осуществляется шефство). Сотрудничество студентов-волонтёров с этими учреждениями имеет обратную связь – в ДНУ поступают воспитанники детского дома №1 и получают высшее образование. Так, за годы сотрудничества поступили на факультет психологии и специального образования и закончили его 9 детдомовцев, из которых одна выпускница 2012-го года Юлия Задорожная закончила с отличием, получив диплом магистра психологии.

Благодарны за поддержку деятельности Центра волонтёрства проректору по научно-педагогической работе в сфере гуманитарного образования и воспитания молодёжи Иваненко В.В., д. ист. наук, профессору, а также ректору ДНУ проф. Полякову Н.В., они поддерживают добрые мечты о получении высшего образования детей-сирот и детей с инвалидностью.

Студенческая жизнь

Студенческое самоуправление – это неотъемлемая составляющая факультета психологии и специального образования. Его задача – защищать права студентов, способствовать всестороннему развитию, профессиональному и личностному становлению каждого.

Студенты факультета принимают активное участие во всеукраинских и международных конференциях.

С началом АТО студенческий совет, студенты факультета помогают защитникам Отечества: собирают лекарства, предметы первой необходимости, продукты, письма с благодарностью и поддержкой, сдают кровь для раненых, а также лично поддерживают в госпиталях.

Юноши и девушки раскрывают свои таланты на межфакультетских мероприятиях, таких как: «Мисс Университет», «Мистер Университет», «Dance Show», «Брейн-ринг», Фестиваль КВН, «Univer-Voice» и других.

Спортивные события не обходят стороной факультет психологии и специального образования. Студенты охотно участвуют в соревнованиях по волейболу, футболу, шахматам, входят в состав университетских сборных команд.

В стенах самого факультета ежегодно проходят праздники, посвященные Дню работника образования, Дню первокурсника, Дню Волонтера, Дню логопеда, Дню борьбы со СПИДом, Международному Дню женщин, Дню защиты детей и др.

По инициативе совета студентов на факультете регулярно проводятся благотворительные ярмарки. Собранные средства идут на подарки воспитанникам детских домов.

Важным направлением студенческой жизни факультета является деятельность отряда волонтёров.

Студенческий совет активно помогает преподавателям взаимодействовать со студентами, поддерживать интерес к обучению у студенческой молодёжи. Он всегда внимателен к потребностям студентов, проявляет готовность прийти на помощь каждому, кто учится на факультете.

Совет поддерживает дружеские связи не только с другими факультетами ДНУ, но и с факультетами других вузов, перенимает удачный опыт других организаций. Он постоянно находится в движении и развитии.